^Вернуться к началу
  
  
  
Get Adobe Flash player

Вход на сайт

Uncategorised

Проект "Моя малая Родина - село Тыргетуй"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Тыргетуйский детский сад

 

 

 

 

 

Проект «Мое родное село»

Тема: «Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Попова Е.А.

 

 

 

Тыргетуй 2017 год

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

  Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную  роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения  знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Родиной в целом. 

    Проблема формирования российской гражданской идентичности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях национальных традиций. И конечно  недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается  огромная страна -  Россия, гражданами  которой  мы являемся .

         В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста

Паспорт проекта:

Вид проекта: информационный.

Время проведения: краткосрочный (2 недели)

Участники: дети группы, родители, воспитатель.                

 Возраст детей: 4-7 лет

Цель проекта:

        Воспитание российской гражданской идентичности у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний    о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о многонациональности нашей страны и своего села, о своей стране. Ориентировать родителей  на воспитание детей в семье нравственных и патриотических чувств.

Задачи:

•        Сформировать у детей представления о семье, селе в котором они живут, о стране

•        Освоение   системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

•        Воспитание нравственно-эстетических и патриотических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

•        Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Гипотеза: Если каждый житель села Тыргетуй с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Актуальностьэтой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.

 

 

Предполагаемые результаты:

1.  Дети пополнят знания о своей малой Родине, о своей семье

2. Дети будут обладать   ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания  гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится  познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между  детьми, родителями и педагогами.

Для чего нужно знать историю своего села?

Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе данный проект.

Этапы реализации проекта

Этап мероприятия

 

1 этап

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

2 этап

Реализации проекта согласно плану мероприятий с   детьми и родителями.

3 этап

Анализ деятельности по реализации проекта

 

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

•        непосредственная образовательная деятельность;

•        совместная деятельность детей и педагогов;

•        экскурсия;

•        чтение художественной литературы;

•        беседы, ситуативные разговоры;

•        слушание музыки;

•        игры

•        презентации

Формы взаимодействия  с родителями:

·        консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;

·        создание генеалогического древа совместно с детьми;

·        составление мини-рассказа о своей семье (фотографии, рисунки, оформление в виде книжки).

Взаимодействие с организациями:

·        Экскурсия в библиотеку;

·        Экскурсия в МБУК ИКЦ МО Тыргетуй.

Материалы и оборудования:

 Интерактивная доска и проектор, музыкальное сопровождение (бурятские и русские народные песни), фотографии родного села, аппликация (клей, деревянные палочки, крепированная бумага, картон белый), фотографии Иркутской области и озера Байкал, столицы нашей Родины – Москва,  книги с бурятскими народными сказками,  рисование (карандаши цветные, альбомные листы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

 

Задачи

 

 

Познавательно-речевое развитие

Беседа «Наша страна – Россия»

(фотографии столицы и государственных символов и главы государства).

- ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации

- воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Познавательное занятие «Наше родное село – Тыргетуй»

(презентация)

- формировать систему представлений об истории развития села, о природе и населении родного края.

- воспитание у детей дошкольного  возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.

Беседа «Односельчане – герои войны»

(экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата»

- воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за земляков.

 

Знакомство с поэзией Скалиной Г.И. (односельчанка)

- воспитывать чувство гордости и благодарности к автору, формировать интерес к поэзии и родному селу.

Художественно-эстетическое

развитие

- Аппликация:

«Флаг России»

(метод торцевание)

 

- Рисование: «Мой дом».

(цветные карандаши).

 

 

- Прослушивание: гимна РФ, народных песен, гимна Алари, бурятских песен.

 

- Выставка рисунков «Мой дом»

 

 

- Посещение библиотеки.

- развивать творческое воображение, способности к композиции. воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины.

- создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины.

-углубить и систематизировать знания детей о культуре, искусстве, знакомство с народными песнями русских и бурят.

 

- знакомство с книгами  Вампилова А.В., Распутин В.Г. , беседа с библиотекарем.

Физическое развитие

- Бурятские  народные игры: «Алтан наашаа», «Малгай нюусалга»

- Русские народные хороводные игры

- совершенствовать физические качества детей, знакомство с народными играми.

Социально - коммуникативное  

развитие

- Просмотр презентации «Иркутская область – ее красоты»

 

 

 

- Чтение бурятских  народных  сказок:

(Ангарские бусы,

Чайка-необычайка)

 

- Экскурсия в МБУК ИКЦ МО Тыргетуй

 

 

 

 

 

- Экскурсия по родному селу

- воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру, знакомство с красотами Иркутской области, с жемчужиной Сибири – озером Байкал, воспитывать  патриотические чувства.

- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

- мастер-класс от работников МБУК ИКЦ «Тряпичная кукла», формировать представление о народно-прикладном искусстве, значении тряпичной куклы, как оберега и символа народной культуры.

- закрепление названий улиц,  истории села.

Взаимодействие с родителями

- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

- Создание генеалогического древа, совместно с ребенком

 

- Создание мини-рассказа о своей семье (фотографии, рисунки, интересные истории, оформление в виде мини-книжки).

- укрепление взаимосвязи между родителями, педагогами и детьми

- закрепление знаний о своей семье, ее родословной.

- формирование представлений о своей семейной истории, о внесении вклада в развитие родного села предками.

 

 

Конспект НОД "Наше родное село"

 

Конспект НОД по познавательному  развитию

«Наше родное село – Тыргетуй»

(с использование ИКТ – демонстрация слайдов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Попова Е.А.

 

 

 

 

 

Тыргетуй 2017 год

 

Цель: обобщить полученные знания о родном селе, его истории.

Задачи образовательные:

1.) Формировать у детей чувство патриотизма, осмысливая такие понятия как Родина,  малая Родина, родной край.

2.) Познакомить детей с историей своего поселка, рассказать о людях которые работают в поселке, руками которых был построен наш поселок.

3.) Закрепить умения детей подбирать определения к слову Россия.

4.) Воспитывать гуманные чувства и любовь к Родине посредством художественного слова.

Развивающие задачи:

1.)  Развитие речевой и мыслительной деятельности;

2.)  Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие мелкой моторики.

3.)  Расширение словарного запаса.

Воспитательные задачи:

1.)  Воспитание положительного отношения к учебной деятельности;

2.)  Воспитание инициативности и самостоятельности.

3.)  Воспитание сдержанности, умения слушать..

Демонстрационный материал: разноцветные нарисованные ладошки,

Раздаточный материал: фотографии с изображением родных мест,

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:Ребята, каждый день, приходя в детский сад, мы говорим: «Здравствуйте», тем самым приветствуя друг друга. Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру “Здравствуйте по-разному” Согласны?

 

Коммуникативная игра“Здравствуйте по-разному” (участвуют все дети)

Воспитатель:Вы будете молча ходить по залу. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

Воспитатель поднимает нарисованные разноцветные ладошки дети «здороваются» друг с другом.

Воспитатель:Вот мы и поприветствовали друг друга.

Ребята сегодня мы погорим с вами о родине, о родном крае. Послушайте стихотворение:

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Воспитатель:Понравилось стихотворение? Кто же мне скажет, что такое Родина?

Дети.Это место где мы родились.

Воспитатель.Родина ребята у нас одна,  Россия. Но среди просторов нашей большой страны есть место, край, где вы родились, живете, ходите в детский сад, гуляете, трудитесь. Как же называется это место, где вы родились, живете?

Дети:село Тыргетуй.

Воспитатель:Правильно ребята, это маленькая частица нашей большой России – это наша малая родина.

Воспитатель:  Я предлагаю вам совершить путешествие по Тыргетую. Вы согласны?

Дети:Да.

Воспитатель: Ребята, а на чем мы можем отправиться с вами в путешествие?

Дети: (предлагают варианты), один из них машина.

Физминутка:

Чтоб поехать на машине накачать нам надо шины (имитация движения со звуком ш-ш-ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения)

И поедем дружно мы («поездить» по комнате)

Воспитатель:Правильно ребята, на машине! Еще я хочу предложить вам ребята, во время нашего путешествия отмечать на карте нашего села интересные и запомнившиеся вам места.

(На белых листах рисуем маршрут и приклеиваем к нему опознавательные знаки).

 

II этап: Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей

 

 (Показ слайдов из презентации)

 

Воспитатель:Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это такое? (слайд1)

Дети: Наше село.

Воспитатель: Да. Это наше село, наши родные улицы, ваши дома, школа, наш детский сад.

Правда, красиво у нас на селе? А вы знаете, как произошло название нашего села?

По одной версии название села произошло от бурятского, монгольского, эвенкийского "тургитэ", "тургэен", что в переводе означает быстрый, ловкий, бойкий; согласно второй версии название переводится как тележный двор.

 (Дети приклеивают фото Тыргетуя  на карту)

Воспитатель: Вот так необычно переводится названия нашего села.

А еще ребята, на территории нашей страны есть еще одно село с таким названием и находится оно в Забайкальском крае.

Давайте продолжим наше путешествие (слайд 2) – улицы села (Новая, Школьная, Молодежная, Советская и Юбилейная). Давайте отметим на карте эти улицы. Самая длинная и первая улица – это Советская.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Мой дом».

 

«Мой дом»- ребята из разрезанных деталей картинки собирают фотографию домиков, приклеивают их к картонке и уже готовый дом приклеивают к карте. (фотографии с изображением домов ребят приготовленные заранее).

 

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним с вами кто, где живет, и наклеим эти домики на нашу карту.

Дети:Называют свою улицу и приклеивают на нее дом.

Воспитатель:Молодцы ребята, теперь на нашей карте выстроились дома . Но что еще не хватает на нашей карте? И что еще можно на нее приклеить?

Дети:Детский сад, школа, клуб, магазин, водокачка, памятник «Неизвестному солдату»…

Воспитатель:Ребята давайте посмотрим на экран и увидим фотографии этих зданий и сооружений. (слайд с 3 по 9). Приклеивают фотографии к карте.

Ребята еще хочется показать красоту нашей природы. (Слайд 10-15), у нас в селе есть парк, давайте его нарисуем в центре нашей карты.

Дети:Рисуют парк методом штампование – поролоновыми палочками.

Воспитатель:Вот ребята посмотрите на экран (Слайд 16) это наше родное село и посмотрите на карту, которая у нас получилась, красиво?! Похоже получилось?

Дети:Да!

 

III этап: Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель:Наше путешествие подошло к концу, я хочу спросить вас. Что вы запомнили из сегодняшнего нашего путешествия? Что бы вам хотелось добавить на нашу карту?

Ребята, у вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Возьмите листок картона и клей. Если у вас сейчас хорошее настроение - приклейте на верху листа солнышко, плохое - тучку.

Если понравилось на занятии, то приклейте высокую елку, не очень - низкую.

Поднимите ваши открытки и покажите что получилось.

Воспитатель:Наше путешествие подошло к концу, и лист превратился в карту, которой смогут пользоваться и другие дети.

 

 

 

Как развивать речь ребенка дома?

 

Памятка для родителей

 

”Как развивать речь детей дома”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила воспитатель старшей группы

                                                                             Попова Е.А.

 

 

 

Игры по развитию речи                                                                                            

 Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 

 «Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

 

«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

 

«Цепочка слов»: Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная…Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор… Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым…Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд… и т. д.

 

«Кто что делает»: Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.       а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?» б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п. в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала. г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса? Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

 

«Подбор объектов к действию»: Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра «Добавь слово»6 Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.                                                                                                                                                      

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

 

Игра «Дополни предложение»: Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило солнце;                                                                                                                                      

ярко светило солнце;                                                                                                                        

на небе ярко светило солнце;                                                                                                          

на небе ярко светило весеннее солнце;                                                                                        

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;                                                                        

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;                                                        

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;                                  

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;                

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…

 

Игры на развитие фонематического восприятия

«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

«Сложи звук» : Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.

«Скажи наоборот»:  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Определи первый гласный звук»:   Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки                                                                                                                        Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.                                            

Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).                                                                                            

 За-зу-за — уходи домой, ко… (за).                                                                                                      

Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).                                                                                                        

 Де-де-те — сядем в темно… (те).                                                                                                    

 Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).                                                                                              

Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе)

«Назови слова на звук …»:  Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

«Поймай звук»: Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игры на развитие грамматического строя речи

Задание №1 Дать «ласковые имена»: 

Валя-Валечка, Вася, Соня;  Саша-Сашенька, Даша, Ира;  Люда, Катя, Аня и т.д.

Задание №2.«Покажи на себе и на кукле и назови»:                                                          

Голова-головка, лоб, уши,нога, затылок, губы, рука, щеки, пальцы и т.д.

Задание №3. Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много. Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …

Задание №4. Считай овощи до трёх по образцу: один помидор, два помидора, три помидора.           Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

Задание №5.Проведите игру «Есть — нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».  — У меня есть свежая капуста. — У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

  Задание №6.Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради. Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание №7. Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

 Стол-столик, Булка — … Стул — … Чашка — … Салфетка — …  Тарелка — … Огурец — … Конфета — … Диван — … Полка — … Нож — … Кружка — …

Задание №8.Проведите игру с мячом «Один-много».       

Яблоко – яблоки, груша – груши, слива – сливы, Персик, банан, ананас   Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор, Огурец, мандарин,  лимон

Задание №9. Дополнить предложения, изменив слово в скобках.                                                                

В корзине лежит один (помидор).                                                                                              

В лесу растёт много (дерево).                                                                      

В зоопарке мало (зверь).                                                                                                                  

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.                                                                                      

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.                                                                    

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание №10.  Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца. Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №11.                                                                                                                        Проведите игру «Большой-маленький».                                                                                       Шапка – шапочка Кофта — …, Юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки

Задание №12.Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».                                              

Машина в гараж … (въезжает).                                                                                              

 Мальчик из школы … (выходит).                                                                                        

Шофёр к машине … (подходит).                                                                                                  

Девочка с горы … (съезжает).                                                                                          

Старушка через улицу … (переходит).                                                                                          

Девочка через лужу … (перепрыгивает).                                                                                        

Птичка из клетки … (вылетает).

Задание №13. Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №14.Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …

Задание №15.Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:                                                  

Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

 

 

Задание №16. Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.                                                                                                                   Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд

Задание №17.                                                                                                                «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.   Например: Рукавички – новые, красивые, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №18.Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная. Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы 

Задание №19. «Дай полные ответы на вопросы»:                                                                     

 Чем дворник подметает улицу?                                                                                                        

Чем медсестра делает укол?                                                                                                              

Чем парикмахер расчёсывает волосы?                                                                                        

Чем повар режет морковь?                                                                                                              

 Чем садовник рыхлит землю?                                                                                                          

Чем маляр красит стены?                                                                                                              

Чем столяр строгает доски?

Задание №20.Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.                                                                                  

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.                                                                       Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание №21.Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

 

© 2020. МБДОУ ТЫРГЕТУЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД