Краткая презентация образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Тыргетуйский детский сад разработана в соответствии с:
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1014;
3. "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)
Программа направлена на разностороннее развитие детей от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно –исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной, театрализованной, трудовой, конструктивной и др.).
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которые определены цели и задачи программы.
Целью Программыявляется проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Сетевое взаимодействие с организациями.
8. Индивидуализация дошкольного образования.
9. Возрастная адекватность образования.
10. Развивающее вариативное образование.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Содержательный разделпредставляет общее содержание Программы, обеспечивающееполноценное развитие личности детей по пяти образовательным областям и их интеграцию:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Художественно-речевое развитие», «Физическое развитие».
Организация образовательной деятельности в МКДОУ включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Выбор парциальных программ обусловлен образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей и ориентирована на специфику региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогического коллектива:
1.«Цветные ладошки» парциальная программахудожественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. (Формирование эстетического отношения к миру), автор Лыкова И.А. (младшая разновозрастная группа).
2. «Художественный труд в детском саду. Умелые ручки»(для детей дошкольного возраста от 4-7 лет)парциальная программаИ.А. Лыковой(старшая разновозрастная группа).
3. «Ладушки» программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, автор Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.
Программы и технологии, реализуемые в части, формируемой участниками образовательных отношений, содержание образовательной программы реализуется на основе комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Комплексно – тематическое планирования позволяет интегрировать содержание образовательной задач в различные виды детской деятельности.
Организационный разделсодержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Задача педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей.
Основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является - организации совместных усилийвоспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.
В МКДОУ реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников:
В основе системы взаимодействия нашего ДОУ с семьями воспитанников лежит принципсотрудничества и взаимодействия, позволяющий решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни ДОУ;
- повышение педагогической культурыродителей (законных представителей).
Для решения поставленных задач используем следующие формы и методы работы с семьей:
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- постоянное консультирование;
- привлечение семей к различным формам совместной деятельности с детьми;
- анкетирование;
- беседы с членами семьи;
- родительские собрания;
- совместные досуги, праздники, мероприятия.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (образовательным областям): физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. Образовательная программа дошкольного учреждения создана, как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации - индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа обеспечивает возможность достижения воспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапе завершения уровня дошкольного образования.