Занятие по ознакомлению с природой
«Экскурсия в парк Золотая осень»
Составитель: Попова Е.А.
Цель – познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых и птиц.
План экскурсии:
1. Наблюдение и беседа по вопросам: Какие деревья растут в нашем парке? Как они изменились осенью? У всех ли деревьев одинаковые листья? Нравиться ли вам осенний парк? Чем он вам нравится?
2. Предложить детям собрать листья для гербария (брать лишь те листья, которые лежат на земле).
3. Понаблюдать за насекомыми и птицами. Беседа по вопросам: Каких птиц вы увидели в парке? Куда спрятались насекомые? Рассказать, что перелет птиц связан с наступлением холодов и с исчезновение корма: сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем – питающиеся зерном,, ягодами, последними – водоплавающие.
4. Чтение педагогом и детьми стихотворений о лесе, осени.
5. Игра «Отгадай с какого дерева этот листок?»
Экскурсия в парк «Поздняя осень»
Цель– уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать их наблюдательность. Дать представление о семенах различных растений.
План экскурсии:
1. Наблюдение и беседа по вопросам: Что произошло с деревьями, их листьями? Чем хороша осень?
2. Обратить внимание детей на небо (осенью оно обычно вверху темно-голубое, а по краям светлее). Предложить рассмотреть сухие листья (они покоробились, порывы ветра носят их по дорожкам) и побегать по ним (послушать, как они шуршать).
3. Наклонить ветку и рассмотреть с детьми почки, объяснить, что деревья не погибли, они только сбросили отмершие листики и готовятся к зиме.
4. Предложить детям поискать насекомых. (Их нет: все жуки, мухи, бабочки попрятались в трещинах стволов деревьев и заснули). Найти свернутые листья на ветках. (Они опутаны паутиной. Внутри «пакета» белые коконы – это зимует гусеница бабочки-боярышницы. Весной она проснется и будет наносить вред почкам и молодым побегам). Помочь детям снять их с деревьев и уничтожить.
5. Выполнить посильную работу по уборке парка.
6. Собирать плоды и изучать их внешний вид. Научить детей заготавливать семена трав для зимней подкормки птиц (например лопаточки ясеня, которые пригодятся для подкормки снегирей).
Для закрепления знаний детей о семенах в группе рекомендуется провести дидактически игры:
- «Детки на ветке» - педагог раскладывает сосновые, еловые шишки, семена клена, сережки березы, затем по очереди показывает засушенные ветки деревьев и спрашивает: «Где детки этой ветки?».
- «Путаница» - педагог кладет плоды дерева к листьям другого и предлагает ребенку распутать «путаницу».