Вы здесь: Home Положение об обработке персональных данных работников Uncategorised Перспективное планирование Музыка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Тыргетуйский детский сад
. |
Утверждаю: Заведующий МКДОУ Тыргетуйский детский сад __________________ Н.В. Звягинцева
|
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
Образовательная область «Музыка»
для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет)
Разработал:
музыкальный руководитель
Козлова А. С.
2014
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ Тыргетуйский детский сад.
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Рабочая учебная программа по музыкальному развитию дошкольников является модифицированной и составленной на основе:
Рабочая учебная программа отвечает требованиям Государственного стандарта и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие разделы:
- восприятие;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах.
Цель: посредством музыки воспитывать в детях любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе, животному миру.
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» |
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
«Здоровье» |
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Коммуникация» |
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» |
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социализация» |
формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Художественное творчество» |
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Чтение художественной литературы» |
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» |
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные принципы построения программы: |
принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип преемственности ступеней образования, принцип гуманно-личностного отношения к ребенку. |
Формы организации:
|
непосредственная образовательная деятельность: занятия (индивидуальные, фронтальные, тематические); развлечения, утренники; |
Формы работы с педагогическим коллективом:
|
индивидуальные консультации, семинары, открытые занятия, развлечения, практикумы, памятки, письменные методические рекомендации, бюллетени, совместное планирование. |
Формы работы с родителями:
|
индивидуальные консультации, родительские собрания, папки-передвижки, бюллетени-памятки, развлечения. |
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.
Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
Требования к уровню подготовки воспитанников
Младшая разновозрастная группа |
Старшая разновозрастная группа |
- различать высоту звуков (высокий - низкий); - узнавать знакомые мелодии; - вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы; - двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движения одновременно с музыкой; - выполнять простейшие движения; - различать и называть музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. |
- различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения по фрагменту; - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, петь с аккомпанементом; - ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; - самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. |
Контроль за развитием музыкальных способностей
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Критерии диагностики:
Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры в процессе проведения групповой и индивидуальной диагностики в одной из возрастных групп детского сада.
Форма проведения: Групповая и индивидуальная
Оценка уровня развития - по балльной системе: 16-20 баллов – высокий уровень (ВУ) - ребенок самостоятельно справляется с заданием;
9-15 баллов – средний уровень (СУ) - справляется с заданием при поддержке взрослого;
4-8 баллов – низкий уровень (НУ) - ребенок не справляется с заданием.
Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать задания для детей.
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Диагностическая карта «Музыка» Ранний возраст
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Узнает знакомые мелодии, вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы |
Двигается в соответствии с характером музыки начинает движение с началом музыки |
Умеет выполнять ритмические движения, притопывать ногой. Хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук |
Называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен |
Итоговый показатель |
||||||||
Количество баллов |
Уровень |
|||||||||||||
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н..г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень группы |
Всего детей |
НУ |
СУ |
ВУ |
|||
Начало учебного года(Н) |
(100%) |
|
% |
|
% |
|
% |
Конец учебного года(К) |
(100%) |
|
% |
|
% |
|
% |
Диагностика средний, старший возраст (старшая разновозрастная группа)
4-5 лет |
Дети 5-7лет
|
1. Ладовое чувство: |
|
-просьба повторить; -наличие любимых произведений; -узнавание знакомой мелодии; -высказывания о характере музыки (двухчастная форма); - узнавание знакомой мелодии по фрагменту; - определение окончания мелодии - определение правильности интонации в пении у себя и у других |
- просьба повторить, наличие любимых произведений; - эмоциональная активность во время звучания музыки; - высказывания о музыке с контрастными частями (использование образных сравнений, «словаря эмоций»); - узнавание знакомой мелодии по фрагменту; - определение окончания мелодии; - окончание на тонике начатой мелодии.
|
2. Музыкально-слуховые представления: |
|
- выразительное пение знакомой мелодии с сопровождением; - воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне. |
- пение малознакомой мелодии без сопровождения; - подбор по слуху на металлофоне хорошо знакомой попевки; - подбор по слуху малознакомой попевки.
|
3. Чувство ритма: |
|
- воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии; - соответствие эмоциональной окраски и ритма движений характеру и ритму музыки с контрастными частями. |
- воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах); - выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями; - соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). |
Младшая разновозрастная группа
Пояснительная записка
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движение, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Возрастные особенности детей
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым
используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству
Слушание
Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение
Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Занятия проходит 2 раза в неделю продолжительностью 10-15мин.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
К концу года ребёнок
узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Связь с другими образовательными областями.
1.Образовательная область «Социализация»
|
||||
"Содержание образовательной области „Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: |
||||
Развитие игровой деятельности
|
Сюжетно-ролевые игры |
Театрализованные игры |
Дидактические игры |
|
Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. |
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). |
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.).
|
||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому Сообществу Закреплять умение называть свое имя. Развивать умение ориентироваться в музыкальном зале. |
||||
2. Образовательная область «Безопасность» «Содержание образовательной области „Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности». С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения. |
||||
3. Образовательная область «Познание» Сенсорное развитие Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах музыкальной деятельности. Побуждать включать движения рук по предмету (мягкие игрушки, куклы-бибабо) в процесс знакомства с ним: обводит руками части предмета, гладить их и т.д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые платочки; большой красный мяч — маленький синий мяч). Формировать умение называть свойства предметов. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение .Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, и т д. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); Ознакомление с природой Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.). |
||||
4.Образовательная область «Коммуникация» «Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; • практическое овладение воспитанниками нормами речи»*. • развитие свободного общения со взрослыми и детьми; На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д. |
||||
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
|
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Возьми красный платочек», «Спой песенку маленькому медвежонку»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей: •существительными, обозначающими названия игрушек, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; •глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); •прилагательными, обозначающими цвет, (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, •наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. |
|||
Звуковая культура речи
|
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). |
|||
Грамматический строй речи
|
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька- мурысенька, куда пошла?»). |
|||
Связная речь
|
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения. |
|||
5.Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
||||
Формирование интереса и потребности в чтении Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем (муз рука)знакомых стихотворений. Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Примерные списки литературы для чтения детям Русский фольклор Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, чикалочки..», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова |
||||
Формы работы
Раздел «Восприятие». Ранний возраст |
|
||||||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
|
|||||
Формы организации детей |
|
||||||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
|||||
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях
|
-другие занятия -театрализованная деятельность -слушание музыкальных произведений в группе -прогулка (подпевание знакомых песен, попевок) -детские игры, забавы, потешки - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
|
|
|
|
|||||
Формы работы. Раздел «Пение» Ранний возраст
|
|||||||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
||||||
Формы организации детей |
|||||||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
||||||
- на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях
|
-Театрализованная деятельность -Подпевание и пение знакомых песенок, попевок во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности |
|
|
||||||
Формы работы. Раздел «Музыкально-ритмические движения» |
|||||||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
||||||
Формы организации детей |
|||||||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
||||||
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры, хороводы
|
|
|
||||||
Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности
Младшая разновозрастная группа
№ недели |
Тема
|
Организованная образовательная деятельность |
Репертуар
|
|
||
Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений |
Пение • Усвоение песенных навыков |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры |
||||
Программные задачи |
«Наша погремушка» м.А.Арсеева, с.И.Черницкой «Осенью» м.С.Майкапар «Цветики» м.В.Карасева с.Н.Френкель «Баю» м.М.Раухвергер «Вот как мы умеем» м.Е.Тиличеевой, с.Н.Френкель |
|
||||
1 |
«Здравствуй, музыка»
|
Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, колыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки |
Способствовать приобщению к пению, подпеванию повторяющихся фраз. |
Учить малышей выполнять движения с предметами, реагировать на смену контрастных частей музыки. Учить передавать простые игровые действия. |
||
2 |
||||||
Учить: - различать тихое и громкое звучание, высокие и низкие звуки |
Развивать умение подпевать взрослому повторяющиеся слова песен, окончания музыкальных фраз, в сопровождении инструмента |
- выполнять движения танца по показу взрослых, начинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. |
||||
3 |
« Осенние картинки» |
Учить: - слушать и различать разные мелодии(колыбельную, марш, плясовую.) |
Вызывать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. |
Учить детей ходить стайкой вдоль стен зала, в одном направлении, по одному и парами. |
«Осенью» м.С.Майкапар «Дождик» р.н.м обр. В. Фере,«Ладушки» р.н.м. |
|
4
|
Учить: - слушать и различать разные мелодии(колыбельную, марш, плясовую.) |
|
Побуждать малышей самостоятельно танцевать знакомые пляски |
«Дождик» м.И.Макшанцева «Бубен» р.н.м «Погуляем»м. И.Арсеева, И.Черницкая |
|
|
5
6 |
«Весело – грустно»
|
Учить: - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком |
Побуждать подпевать окончания фраз. Учить слушать и узнавать знакомые песни |
Учить малышей двигаться по кругу с погремушкой, передавая равномерный ритм. Меняя движение на вторую часть музыки. |
«Дождик» м. И.Макшанцева «Бубен» р.н.м «Марш и бег» м.Е.Тиличеевой, Н.Френкель «Гопачок» укр..н..м .обр. Н.Раухвергер |
|
Учить игровой деятельности (прятаться от взрослых, закрывая ладошками лицо) |
||||||
7
|
«Музыка о животных» |
Учить: - воспринимать мелодии спокойного, веселого характера; |
Способствовать приобщению к пению, поддеванию взрослым, сопровождению пения выразительными движениями. |
Приобщать детей к исполнению хоровода, выполнять движение: кружение на месте с предметом, непринужденно исполнять знакомые пляски, свободную пляску по показу менять движения со сменой музыки с помощью взрослых; |
« Птичка» м. М.Раухвергера; «Медведь» м.Е.Тиличеевой; «Зайчик»м. Л. Лядовой; «Петух и кукушка» м. М Лазаревой; «Птица и птенчики» м.Е.Тиличеевой; «Зайчик»р.н.п. обр. Н. Метлова; «Медвежата»м.М.Красева |
|
Учить - отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопками, притопами, покачиваниями |
Учить детей подпевать повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого |
Учить: ритмично хлопать, топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональный отклик на музыкально-игровую деятельность |
||||
8 |
||||||
Развивать умение слушать и различать музыкальные произведения контрастного характера: колыбельную, веселую, задорную песню, запоминать их.
|
Учить детей петь с фортепианным сопровождением напевно, в одном темпе, весело, подвижно. |
Побуждать малышей передавать движениями музыкально-игровые образы. |
«Танец зверей» муз. В. Курочкина; «Танец снежинок» муз. Т.Ломовой; «Парная пляска» муз. М. Раухвергера; «Игра с колокольчиками» муз. II. И. Чайковского;
«Веселые прятки», «Зайчики и лисички» муз. Г. Финаровского; «Зайцы идут в гости», «Мышки и мишки» «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» м.П. Чайковского; «Дед Мороз»м. Р. Шумана; Пение:Зима»В.Красевой; «Наша Елочка» М.В. Красевой; |
|||
9 |
«Зимние забавы» |
|
||||
10
|
Учить различать высокое и низкое звучание. |
Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, дружно начинать после музыкального вступления. |
Развивать умение передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, закреплять имеющиеся у детей навыки.
|
|||
11
|
«Любимые игрушки» |
Формировать умение слушать музыкальное произведение до конца, знавать его. |
Продолжать учить детей петь выразительно, напевно, начинать дружно после музыкального вступления. |
Побуждать малышей к свободному исполнению плясок, передавая правильно ритм. Учить ориентироваться в игровой ситуации. |
«Заинька»м. Красева; М/д игра «Угадай, на чем играю?»м. Е.Тиличеевой; «Молодой солдат» м.М. Красева; «Кошечка» м.Т.Ломовой; «Лошадка» Гречанинова; «Скачут лошадки» Т. Попатенко; «Куколка» м.М.Красева; «Пляска с погремушками» м.Е. Вилькорейской; «Петушок» р.н.п.; «Мишка ходит в гости» ; «Матрешки» м. Рустамова;
|
|
Учить различать тембры музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Развивать способность различать звуки по динамике, высоте, ритмическому рисунку. |
||||||
12 |
||||||
13
|
«Громко- тихо» |
Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инструментальную музыку различного характера; определять веселую и грустную музыку.
|
Закреплять умения подпевать повторяющиеся фразы в песне, узнавать знакомые песни. |
Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой. |
«Сапожки» м.Т.Ломовой; «Игра с колокольчиком» м.Римского-Корсакова ; Песни по желанию детей. «Марш и бег» м.Е.Тиличеевой; «Гопачок» укр.н.м.
|
|
14 |
Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений |
Учить: - вступать при поддержке взрослых; - петь без крика в умеренном темпе. Расширять певческий диапазон |
Развивать чувство ритма, координацию движений. |
|
||
15 |
«Весенние капельки» |
Учить детей слушать песни различного характера, понимать их содержание. |
Учить петь несложную песню, подстраиваясь к интонациям взрослого, закреплять умение исполнять простые знакомыепесенки. |
Учить двигаться ритмично, с окончанием марша, ходьбу сменят на топающий шаг. Побуждать малышей двигаться по кругу, держась за руки. Привлекать к участию в играх. |
«Весною» м.Майкапара; «Есть у солнышка друзья» м. Е.Тиличеевой; «Зима прошла» м.Н.Метлова; «Пирожки» М.Т. Филиппенко; «Закличка солнца» сл.нар., обр. И Лазарева; «Греет солнышко теплее» муз. Т. Вилькорейской; |
|
16 |
Продолжать работу по формированию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического восприятия |
|
||||
17 |
«Вместе весело играть»
|
Учить детей слушать песни подвижного характера, понимать их содержание. Совершенствовать звуковысотное, ритмическое, тембровое и динамическое восприятие. |
Учить детей подпевать повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого |
Развивать умение передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, закреплять имеющиеся у детей навыки. |
«Солнышко и дождик»м.М.Раухвергер; «Игра с погремушками» м.И.Кишко. «Прятки с платочками» р.н.м обр.Р.Рустамова; «Игра с бубном» м.Г.Фрида |
|
18 |
Побуждать малышей к свободному исполнению плясок, передавая правильно ритм. Учить ориентироваться в игровой ситуации. |
|
||||
19 |
«Есть у солнышка друзья»
|
Приобщать детей к слушанию песни веселого характера. |
Учить малышей петь вместе со взрослым, подражая протяжному звучанию.
|
Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к мамам |
«Дождик и радуга» м.Г. Свиридова; «Пастушок» м.Н. Преображенского; «Солнышко и дождик» м.М. Раухвергера; «Солнышко – ведрышко» нар. обр. В. Карасевой; |
|
20 |
Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; |
Формировать навыки основных певческих интонаций. |
Учить детей ритмично ходить и бегать под музыку, начинать движение с началом музыки и завершать с её окончанием. |
«Дождик» м. Г. Свиридова; «Пастушок» м. Преображенского; «Поедем, сыночек в деревню» р.н.м. обр. Н. Метлова; |
|
|
21 |
«В деревне» |
Учить - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений |
Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пение вместе с взрослыми |
Развивать умение отмечать характер пляски хлопками, притопыванием, помахиванием, кружением, полуприседанием, движением в парах, в свободном направлении. |
«Вальс» м.Кабалевского; «Детская полька» м.Глинки; «Ладушки» р.н.п. ; «Птички летают» муз. Банниковой; «Медвежата»М. Красева; «Пляска с погремушками» м. В. Антоновой |
|
22
|
Учить: - слушать пьесы и песни изобразительного характера; |
Формировать навыки основных певческих интонаций |
Учить: - бодро ходить под марш, легко бегать в одном направлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах; - навыкам освоения простых танцевальных движений; - держаться своей пары; |
|||
23
|
«Веселый оркестр»
|
- узнавать знакомые произведения; - различать высокое и низкое звучание; - накапливать музыкальный багаж |
. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами; петь естественным голосом, без крика; начинать пение вместе с взрослым |
«Зайчик» м.Л. Лядовой; «Медведь»Е.Тиличеевой; «Грустный дождик» м. Д. Кабалевского; «Птички летают» Банник. |
|
|
24
|
Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать её. Учить детей воспринимать контрастное настроение песни и инструментальной пьесы. |
Учить детей петь протяжно, вместе со взрослыми, правильно интонируя простые мелодии. |
Учить-менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в движениях образы персонажей (зайцы, медведь), различать громкое и тихое звучание
|
«Бубен»м. М. Красева; «Поедем, сыночек, в деревню» р.н.м. обр. М Метлова; «Марш» м.М. Журбина; «Гусельки» р.н.м. обр. Н. Метлова; «Пляска» |
|
|
25 |
|
|||||
26
|
«Быстро – медленно» |
Приобщать детей к слушанию песни изобразительного характера.Продолжать формировать ритмический слух. |
Учить детей петь протяжно, вместе со взрослыми, правильно интонируя простые мелодии. |
Побуждать детей выполнять движения ритмично, в соответствии с текстом песни, подражая взрослому. Продолжать учить двигаться в хороводе, выполнять движения с платочками, в соответствии с содержанием песни. Учить выполнять движения с предметами, передавать характер музыки. |
«Кукла шагает и бегает» м.Е.Тиличеевой М/д игра «Дождик» р.н.м. «Ноги и ножки» м.Е.Тиличеевой «Весенняя» , «Мы флажки свои поднимем» м.Вилькорейской «Березка»м. Рустамова «Шарики»м. Кишко |
|
27 |
|
|||||
28 |
«Прогулка в лес» |
Учить детей слушать и узнавать контрастные по характеру инструментальные пьесы. |
Учить петь протяжно, выразительно простые песенки, понимать их содержание |
Учить малышей двигаться парами по кругу, изменять движение в соответствии с 3х частной формой произведения. |
«Зайка» р.н.м. «Кошка»м. Александрова «Весенняя» неизвест.автор |
|
29 |
Побуждать детей непринужденно исполнять знакомые пляски, начинать движение с началом звучания музыки и заканчивать с её окончанием. Учить малышей выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни. |
«Ножки и ноги» м.Агафонникова; «Певучая пляска» р.н.м. «Греет солнышко теплее» м.Вилькорейской.
|
|
*Репертуар может варьироваться от целей, задач и возможностей группы (на усмотрение музыкального руководителя).
Старшая разновозрастная группа
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей
Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть
самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и
их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
Непосредственно-образовательная деятельность являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.
НОД проводятся два раза в неделю по 20-25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
Музыкальное развитие детей осуществляется в НОД, и в повседневной жизни.
Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность состоят из трех частей.
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть в НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети могут
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
• Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
• Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
• Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Связь с другими образовательными областями.
Старшая разновозрастная группа
|
1.Образовательная область «Социализация» |
Подвижные игры.Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Знакомить с народными играми. Театрализованные игры Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры. Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ). |
2.Образовательная область «Коммуникация» |
Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. (музыка по характеру какая? (весёлая , грустная и т. д.) |
Формы работы.
Раздел «Восприятие». |
||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
|
Формы организации детей |
||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях
|
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов
|
|
|
|
Формы работы. Раздел «Пение». |
||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
|
Формы организации детей |
||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях
|
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности |
песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО
действительности
|
|
|
Формы работы. Раздел «Музыкально- ритмические движения» |
||||
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
|
Формы организации детей |
||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Формирование танцевального творчества, -Импровизация образов сказочных животных и птиц - Празднование дней рождения
|
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО
|
|
|
Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности
Старшая разновозрастная группа
№ |
Тема |
Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений Развитие голоса и слуха |
Пение. Усвоение песенных навыков Песенное творчество |
Музыкально-ритмические движения. Упражнения Пляски, Игры, Музыкально-игровое творчество |
Репертуар
|
|
1. |
|
Программные задачи. |
П.И.Чайковский «Детский альбом» оркестр |
|||
Развивать образное восприятие музыки. Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, разными по характеру; |
Учить:- петь естественным голосом песни различного характера;
|
Учить: - ритмично двигаться |
||||
2. |
||||||
Учить самостоятельно придумывать окончания песен |
Учить исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки
|
|||||
3. |
«Осенняя фантазия» |
Различать одно-, двух-, трехчастную формы. |
Петь слитно, протяжно, гасить окончания |
Самостоятельно проводить игру с текстом, ведущими
|
П.И.Чайковский «Времена года», «Листопад» м.Т.Попатенко, «Журавли» м.А.Лившиц, «Упражнение с листочками» муз.Делиба |
|
4.
|
Воспитывать интерес к музыке П. И. Чайковского; Развивать звуковысотный слух. Учить различать тембры музыкальных инструментов
|
Учить: - петь разнохарактерные песни; — петь слитно, пропевая каждый слог, выделять в пении акценты; |
Имитировать легкие движения ветра, листочков Исполнять попевки на одном звуке |
|||
5. |
||||||
6. |
«Осенняя ярмарка» |
Учить: - сравнивать и анализировать музыкальные произведения разных эпох и стилей; |
Удерживать интонацию до конца песни; - исполнять спокойные, неторопливые песни. Расширять диапазон до ре 2-й октавы |
Учить: - передавать особенности музыки в движениях; - ритмичному движению в характере музыки; - свободному владению предметами; - отмечать в движениях сильную долю; - различать части музыки |
Хороводы «У рябинушки», «У калинушки» м.Рождественского |
|
7.
|
||||||
Высказывать свои впечатления; - различать двух- и трехчастную форму. |
Учить: - петь разнохарактерные песни (серьезные, шуточные, спокойные); |
Подводить к выразительному исполнению танцев. Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки |
||||
8. |
«Эти забавные животные» |
Знакомить со звучанием клавесина, с творчеством композиторов-романистов |
Чисто брать звуки в пределах октавы; - исполнять песни со сменой характера; - удерживать интонацию до конца песни |
Развивать: - ловкость, эмоциональное отношение в игре; умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений |
П.И.Чайковский «Детский альбом» «Колыбельная» м.С.Майкапар, |
|
9. |
Развивать образное восприятие музыки, способность свободно ориентироваться в двух-, трехчастной форме. Пополнять музыкальный багаж. |
Петь легким звуком, без напряжения |
Учить: - передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки; |
|||
10 |
«Новогодний хоровод»
|
Определять жанры музыки, высказываться о характере музыки, особенностях, сравнивать и анализировать |
|
отличать сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения |
«Марш» м.Д.Шостаковича, «Парень с гармошкой», «Колыбельная» м.Г.Свиридова,
|
|
11 |
||||||
12 |
Учить различать звучание инструментов, определять двухчастную форму музыкальных произведений и показывать ее геометрическими фигурами (карточками или моделями)
|
Закреплять умение петь легким, подвижным звуком. |
Исполнять танцы разного характера выразительно и эмоционально. Плавно и красиво водить хоровод. |
|||
13 |
||||||
14 |
«Идет по свету доброта» |
Знакомить с выразительными и изобразительными возможностями музыки. Определять музыкальный жанр произведения. |
Учить: - вокально-хоровым навыкам; - делать в пении акценты; — начинать и заканчивать пение тише |
Передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки. Отмечать сильную долю, менять движения в соответствии с формой произведения |
«Пляска птиц» м.Н.Римского-Корсакова, «Первая утрата» м.Р.Шумана |
|
15 |
Развивать представления о чертах песенности, тан-цевальности, маршевости. Воспитывать интерес к мировой классической музыке |
Учить импровизировать простейшие мелодии |
|
|||
16 |
«Аты, баты ,шли солдаты…»» |
Развивать музыкально-сенсорный слух |
Работать над выразительностью движений в танцах. Свободно ориентироваться в пространстве.
|
Учить менять движения со сменой музыкальных предложений. Совершенствовать элементы танцев. Определять жанр музыки и самостоятельно подбирать движения |
«Утро» «Вечер» С.Прокофьев, П.И.Чайковский «На тройке» «Танец снежинок» муз. Глиэра |
|
17 |
Учить: - определять и характеризовать музыкальные жанры; - различать в песне черты других жанров; - |
Самостоятельно строить круг из пар. Передавать в движениях характер танца. |
Совершенствовать исполнение танцев, хороводов; четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны |
|||
18 |
||||||
19 |
|
сравнивать и анализировать музыкальные произведения. |
Выделять каждую часть музыки, двигаться в соответствии с ее характером Побуждать к игровому творчеству |
Учить выразительному движению в соответствии с музыкальным образом. Формировать устойчивый интерес к русской народной игре |
Оркестр «Во саду ли во огороде», Финал концерта №5 м.Л.В.Бетховена, «Менуэт» Ре мажор м.В.Моцарта |
|
20
|
«Веселая Масленица» |
Знакомить с различными вариантами бытовых народных песен |
Учить подбирать попевки на одном звуке |
Побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений |
||
21 |
Совершенствовать восприятие основных свойств звуков. Развивать представления о регистрах |
Закреплять: - умение точно интонировать мелодию в пределах октавы; - выделять голосом кульминацию;
|
Исполнять знакомые полевки на металлофоне |
Шумовой оркестр, Игра «Ищи», м.д.и. «Ритмические полоски, «Определи по ритму» |
||
22 |
Учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым. |
- точно воспроизводить ритмический рисунок; — петь эмоционально |
Закреплять навыки различного шага, ходьбы. Отрабатывать плясовые парные движения. Реагировать на смену музыки сменой движений. Заканчивать движения с остановкой музыки; свободно владеть предметами в движениях (ленты, цветы)
|
|||
23 |
«День Земли» |
|||||
24 |
«Летят перелетные птицы» |
Различать звукоподражание некоторым явлениям природы. |
Учить придумывать собственные мелодии к стихам |
Работать над выразительностью движений. |
«Тревожная минута» м.С.Майкапар, «Утренняя молитва» П.И.Чайковский, «Первая потеря» Р.Шумана |
|
25 |
«День Победы» |
Учить различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления. |
Закреплять умение точно интонировать мелодию в пределах октавы; выделять голосом кульминацию; |
Учить свободному ориентированию в пространстве, распределять в танце по всему залу; эмоционально и непринужденно танцевать, передавать в движениях характер музыки |
«Баба Яга» м.П.И.Чайковского, «Смелый наездник» м.Р.Шумана, «Клоуны» м.Д.Кабалевского |
|
26 |
Различать двух-, трехчастную форму произведений. |
Точно воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо, пиано с сопровождением и без
|
Выделять каждую часть музыки, двигаться в соответствии с ее характером. Вызвать интерес к военным играм Побуждать к игровому творчеству, применяя систему творческих заданий |
|||
27
|
«Звуки лета» |
Углублять представления об изобразительных возможностях музыки. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций
|
Импровизировать звукоподражание гудку парохода, поезда |
|
«По малину в сад пойдем», «Детская полька» М.И.Глинка, «Пляска птиц» м.Н.Римского-Корсакова, «Гуси»А.Филиппенко, «Кукушка»Л.Куперен, упражнение с мячами, |
|
28 |
||||||
29 |
|
|
|
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
№ п/п |
Тема |
группа |
Формы организации |
Элементы основного содержания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
1. |
День воспитателя и дошкольного работника День Матери |
все |
Групповая консультация |
Обсуждение сценария, распределение ролей ,костюмы, оформление зала, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми |
сентябрь
|
|
|
Осеннее развлечение |
все |
Групповая консультация |
Обсуждение сценария, распределение ролей ,костюмы, оформление зала, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми* |
октябрь |
|
|
Просмотр осеннего развлечения |
Ст.гр |
открытое мероприятие |
Музыкальное воспитание дошкольников (в рамках обобщения опыта работы музыкального руководителя) |
октябрь |
|
4. |
Новогодние праздники |
все |
Групповая консультация |
Обсуждение сценария новогоднего утренника, распределение музыкального материала между группами, время, оформление интерьера
|
ноябрь |
|
5. |
«Новые подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС» |
все |
Консультация педсовет |
Вопросы методики музыкального воспитания, организация муз. процесса в группе по ФГОС
|
ноябрь |
|
|
Особенности характеров персонажей |
все |
Индивидуальные консультации, эскизы костюмов. |
Подбор костюмов. Обсуждение характеров персонажей ,разучивание ролей, мизансцен |
Декабрь |
|
7. |
Анализ новогодних утренников
|
все |
Совещание при заведующей |
Достоинства и недостатки, работа над ошибками, поведение родителей ,детей, педагогов |
январь |
|
8. |
«Особенности развития творческого мышления как компонента познавательно-речевого развития детей в ходе реализации Программы по направлению «Художественно-эстетическое развитие» |
|
Доклад на педсовете |
|
январь |
|
|
23 февраля |
Старшая
|
консультация |
Песенный и ритмический материал для заучивания с детьми |
январь |
|
|
23 февраля |
младшая |
консультация |
Разучивание песенного материала для проведения тематического занятия
|
январь |
|
|
Интеграция речевой и познавательной деятельности |
все |
|
Обсуждение открытого занятия: достоинства и недостатки, работа над ошибками. |
январь |
|
|
«Женский день 8 марта» |
все |
Групповая консультация |
Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми |
Февраль. |
|
|
«Масленица», «День охраны природы» |
все |
Консультация
|
Обсуждение сценария праздника, распределение музыкального материала между группами, время, оформление, атрибуты.
|
март |
|
14. |
Анализ утренников 8 марта |
все |
Совещание при заведующей |
Анализ проведения и подготовки мероприятий, поведение родителей, детей, педагогов |
март |
|
|
Экологический утренник «День Земли, День Птиц» |
Старшая-подготовит |
консультация |
Подбор музыкального материала, помощь в подборе сценарного материала |
Март-апрель |
|
|
9 мая |
Старшая-подготовит |
консультация |
Обсуждение сценария утренника, распределение стихов, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми (март) |
апрель |
|
|
Выпуск детей в школу |
подготовительная |
Групповая консультация |
Обсуждение сценария утренника, взаимодействие всех членов коллектива в подготовке Выпускного бала; песенный и ритмический материал для заучивания с детьми |
апрель |
|
|
Результаты проведения утренников.
Мониторинг образовательного процесса промежуточных и итоговых результатов работы способностей детей на конец года. День защиты детей Сабантуй Задачи на лето.
|
все |
Доклад на педсовете (итоговый) |
Анализ подготовки и проведения утренников 9 мая и Выпускного бала. Годовой отчет. Анализ достижений детьми промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы.
Обсуждение сценариев праздников, распределение стихов, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми. Знакомство с проектом плана мероприятий на лето |
май |
|
|
Планирование совместной работы с пед. коллективом на год |
все |
Индивидуальные беседы |
Изучение предложений педагогов по планированию музыкальной деятельности с учетом материально- технической и методической базы, уровня возможностей детей, программы муз. воспитания и плана учебно-воспитательной работы детского сада. |
Июнь-июль |
|
*Обновление муз. материала в тетради воспитателя для заучивания с детьми осуществляется систематически по мере необходимости в течении года.
|
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. 2. Луконина Т. Музыкальные занятия -разработки и тематическое планирование Вторая младшая группа. Волгоград Издательство «Учитель» 2007 г.
3. Э.П.Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»
4. Э.П.Костина
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
7. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
10. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
11. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
12. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
13. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб.,
14. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.
15. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
16. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М.2008г.
17. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.
18. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1989..
19. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.
20. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. «Музыкально-игровой материал», Москва., «Владос», 1999г.
21. Галлонов А.С. «Игры, которые лечат», Москва, «Сфера» 2001г.
22. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000г.
23. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Москва «Баланс» - 1999г.
24. Куревина О.А. «Синтез искусств» . «Линка – Пресс» Москва, 2003г.
25. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.Д. «Музыкальные сказки и игры», М., «Владос». 2000г.
26. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. «Музыкальные праздники», М., «Просвещение» 2002г.
27. Михайлова М.А., Воронина Н.В., «Танцы игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия развития» 2001г.
28. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»,
Рекомендуемая литература для детей и их родителей:
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва «Сфера»2005год;
2. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников». Москва «ЦГЛ», 2005год;
3. Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей». Москва «Этрол ЛАДА»2005г
4. Шорыгина Т.А. «Красивые сказки» - эстетика для малышей. Москва «Прометей»2003год.