Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Тыргетуйский детский сад
Проект «Мое родное село»
Тема: «Моя малая Родина»
Подготовила: воспитатель Попова Е.А.
Тыргетуй 2017 год
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного села с Родиной в целом.
Проблема формирования российской гражданской идентичности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях национальных традиций. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна - Россия, гражданами которой мы являемся .
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационный.
Время проведения: краткосрочный (2 недели)
Участники: дети группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 4-7 лет
Цель проекта:
Воспитание российской гражданской идентичности у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, о многонациональности нашей страны и своего села, о своей стране. Ориентировать родителей на воспитание детей в семье нравственных и патриотических чувств.
Задачи:
• Сформировать у детей представления о семье, селе в котором они живут, о стране
• Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• Воспитание нравственно-эстетических и патриотических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Гипотеза: Если каждый житель села Тыргетуй с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.
Актуальностьэтой работы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания. Каждый обязан знать свою родословную, своё происхождение.
Предполагаемые результаты:
1. Дети пополнят знания о своей малой Родине, о своей семье
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
Для чего нужно знать историю своего села?
Чем глубже будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем лучше скажутся они на формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.
А также большую практическую ценность в привитии интереса к традициям и обычаям своего народа, его культуры и быта несёт в себе данный проект.
Этапы реализации проекта
Этап мероприятия |
|
1 этап |
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности |
2 этап |
Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. |
3 этап |
Анализ деятельности по реализации проекта |
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• игры
• презентации
Формы взаимодействия с родителями:
· консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
· создание генеалогического древа совместно с детьми;
· составление мини-рассказа о своей семье (фотографии, рисунки, оформление в виде книжки).
Взаимодействие с организациями:
· Экскурсия в библиотеку;
· Экскурсия в МБУК ИКЦ МО Тыргетуй.
Материалы и оборудования:
Интерактивная доска и проектор, музыкальное сопровождение (бурятские и русские народные песни), фотографии родного села, аппликация (клей, деревянные палочки, крепированная бумага, картон белый), фотографии Иркутской области и озера Байкал, столицы нашей Родины – Москва, книги с бурятскими народными сказками, рисование (карандаши цветные, альбомные листы).
Основные направления дошкольного образования |
Форма работы |
Задачи |
Познавательно-речевое развитие |
Беседа «Наша страна – Россия» (фотографии столицы и государственных символов и главы государства). |
- ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации - воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. |
Познавательное занятие «Наше родное село – Тыргетуй» (презентация) |
- формировать систему представлений об истории развития села, о природе и населении родного края. - воспитание у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине. |
|
Беседа «Односельчане – герои войны» (экскурсия к памятнику «Неизвестного солдата» |
- воспитывать чувство патриотизма, чувства гордости за земляков.
|
|
Знакомство с поэзией Скалиной Г.И. (односельчанка) |
- воспитывать чувство гордости и благодарности к автору, формировать интерес к поэзии и родному селу. |
|
Художественно-эстетическое развитие |
- Аппликация: «Флаг России» (метод торцевание)
- Рисование: «Мой дом». (цветные карандаши).
- Прослушивание: гимна РФ, народных песен, гимна Алари, бурятских песен.
- Выставка рисунков «Мой дом»
- Посещение библиотеки. |
- развивать творческое воображение, способности к композиции. воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины. - создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. -углубить и систематизировать знания детей о культуре, искусстве, знакомство с народными песнями русских и бурят.
- знакомство с книгами Вампилова А.В., Распутин В.Г. , беседа с библиотекарем. |
Физическое развитие |
- Бурятские народные игры: «Алтан наашаа», «Малгай нюусалга» - Русские народные хороводные игры |
- совершенствовать физические качества детей, знакомство с народными играми. |
Социально - коммуникативное развитие |
- Просмотр презентации «Иркутская область – ее красоты»
- Чтение бурятских народных сказок: (Ангарские бусы, Чайка-необычайка)
- Экскурсия в МБУК ИКЦ МО Тыргетуй
- Экскурсия по родному селу |
- воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру, знакомство с красотами Иркутской области, с жемчужиной Сибири – озером Байкал, воспитывать патриотические чувства. - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг - мастер-класс от работников МБУК ИКЦ «Тряпичная кукла», формировать представление о народно-прикладном искусстве, значении тряпичной куклы, как оберега и символа народной культуры. - закрепление названий улиц, истории села. |
Взаимодействие с родителями |
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» - Создание генеалогического древа, совместно с ребенком
- Создание мини-рассказа о своей семье (фотографии, рисунки, интересные истории, оформление в виде мини-книжки). |
- укрепление взаимосвязи между родителями, педагогами и детьми - закрепление знаний о своей семье, ее родословной. - формирование представлений о своей семейной истории, о внесении вклада в развитие родного села предками. |