Пояснительная записка к учебному плану.
Базисный учебный План МКДОУ Тыргетуйский д/с разработан в соответствии с:
ü Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования ».
ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
ü Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
ü Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»
ü Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Учебный план МКДОУ Тыргетуйский д/с разработан на основе:
ü Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Тыргетуйский детский сад
Парциальных программ:
ü«Цветные ладошки» (изобразительное творчество)
под редакцией И.А. Лыковой (младшая разновозрастная группа)
ü «Умелые ручки» художественный труд в детском саду под редакцией И.А. Лыковой (старшая разновозрастная группа)
В МКДОУ Тыргетуйский д/с » функционируют:
Две разновозрастные группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 8 лет
ü младшая разновозрастная группа;
ü старшая разновозрастная группа.
В структуре учебного плана МКДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент.
В плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования и реализуется через организованную образовательную деятельность (ООД).
Вариативная частьнаправлена на реализацию регионального компонента.
Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью:
инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части плана определено минимальное количество НОД, отведённых на образовательные области, определённые в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования
Вариативная часть– не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени НОД.
В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности.
Для реализации образовательных задач воспитателями составлены рабочие программы на каждую возрастную группу, которые включают в себя комплексно-тематические планы работы по разделам основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ Тыргетуйский д/с.
Одной из форм обучения являются НОД, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
В дошкольных группах НОД проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В летнее время проводится 1 НОД в день (в течение недели – 3 физкультурных и 2 музыкальных).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от
ü Для детей от 2 до 3 лет - не более 9 минут;
ü Для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
ü для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
ü для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
ü для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней подгруппах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Для каждой возрастной группы даны перечни НОД с учётом регионального компонента, дополнительного образования и санитарных норм:
ü с детьми от 2 до 3 лет – 10 в неделю, продолжительностью до 9 мин.;
ü с детьми от 3 до 4 лет -10 в неделю, продолжительностью до 15 мин.;
ü с детьми от 4 до 5 лет -10 в неделю, продолжительностью до 20 мин.;
ü с детьми от 5 до 6 лет -13 в неделю, продолжительностью до 25 мин;
ü с детьми от 6 до 7 лет -14 в неделю, продолжительностью до 30 мин.;
Перерывы между НОД – не менее 10 мин.
Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Календарный учебный график на 2018 – 2019 учебный год
Учебный год
|
Период |
Количество учебных недель |
1 полугодие |
с 01.09.2018 по 29.12.2018 |
17 недель |
2 полугодие |
с 14.01.2019 по 31.05.2019 |
20 недель |
График каникул |
30.12.2018 – 13.01.2019 г. 01.06.2019 – 31.08.2019 г. |
- |
Всего |
|
37 недель |
В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
* ОД – образовательная деятельность.
Образовательные области |
Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей |
Физическое развитие
|
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
|
Социально-коммуникативное развитие |
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
|
Познавательное развитие |
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
Речевое развитие |
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|
Базисный учебный план МКДОУ Тыргетуйский д/с
на 2018-2019 учебный год
1. |
Базовая часть (инвариантная) (обязательная не менее 60%) |
Младшая (1,5 . до 4) |
средняя группа |
Старшая группа |
Подгот группа |
|
1.1. |
Познавательное развитие |
2 |
2 |
3 |
5 |
|
|
Базовые образовательные области |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
|
|
|
Познание
|
Приобщение к социокультурным ценностям / Ознакомление с миром природы ( чередуются через неделю) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Формирование элементарных математических представлений |
1 |
1 |
1 |
2 |
||
Развитие познавательно - исследовательской деятельности |
|
|
05 |
1 |
||
|
|
Конструирование |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
1 |
1.2 |
Речевое развитие |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Коммуникация (Чтение художественной Литературы) |
Развитие речи (подготовка к обучению грамоте) Художественная литература |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Ежедневно в ходе режимных моментов |
||||||
1.3 |
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
|
|
|
|
Базовые образовательные области |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
|
|
|
Социализация |
|
- |
- |
|
- |
|
Труд |
|
- |
- |
|
- |
|
Безопасность |
|
- |
- |
|
- |
|
1.4 |
Художественно-эстетическое развитие |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
|
Базовые образовательные области |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
|
|
|
Музыка |
Музыкальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Художественное творчество |
Рисование |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Лепка |
0.5 |
0.5 |
0,5 |
0,5 |
||
Аппликация |
0.5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||
1.5 |
Физическое развитие |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Базовые образовательные области |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
|
|
|
Здоровье |
|
- |
- |
|
- |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
ИТОГО: |
10 |
10 |
13 |
15 |
|
|
Вариативная часть (формируемая ДОУ не более 40 % ) |
|
|
|
|
|
|
Краеведение |
|
|
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
|
10 |
10 |
14 |
16 |
Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах в МКДОУ Тыргетуйский д/с
на 2018-2019 учебный год
Формы образовательной деятельности в режимных моментах |
Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
|||
|
Младшая группа(1,5 . до 4) |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Общение |
||||
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр |
||||
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)
|
ежедневно |
ежедневно |
3 раза в неделю |
3 раза в неделю |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)
|
2 раза в неделю |
3 раза в неделю |
2 раза в неделю |
2 раза в неделю |
Детская студия (театрализованные игры)
|
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
Досуг здоровья и подвижных игр |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
Подвижные игры |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Познавательная и исследовательская |
||||
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг («Школа мышления»). |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке)
|
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Формы творческой активности, обеспечивающей |
||||
Музыкально-театральная гостиная |
1 раз в 2 недели |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
1 раз в неделю |
Чтение литературных произведений |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
||||
Самообслуживание |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Трудовые поручения (общий и совместный труд) |
|
1 раз в неделю |
1 раз в 2 недели |
1 раз в 2 недели |
Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
в МКДОУ Тыргетуйский д/с на 2018-2019 учебный год
Режимные моменты |
Распределение времени в течение дня |
|||
Младшая разновозрастная группа(1,5 . до 4) |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема
|
От 10 до 50 мин |
От 10 до 50 мин |
От 10 до 50 мин |
От 10 до 50 мин |
Самостоятельные игры в 1 - й половине дня (до НОД)
|
20 мин |
15 мин |
15 мин |
15 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
|
От 60 мин до 1ч.30 мин. |
От 60 мин до 1ч 30 мин. |
От 60 мин до 1ч.40 мин. |
От 60 мин до 1 ч. 40 мин |
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня
|
40 мин |
30 мин |
30 мин |
30 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке
|
От 40 мин |
От 40 мин |
От 40 мин |
От 40 мин |
Игры перед уходом домой
|
От 15 мин до 50 мин |
От 15 мин до 50 мин |
От 15 мин до 50 мин |
От 15 мин до 50 мин |
Модель физического воспитания в МКДОУ Тыргетуйский д/с на 2018-2019 учебный год
Формы организации |
Младшая разновозрастная группа(1,5 . до 4) |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада |
||||
1.1. Утренняя гимнастика |
Ежедневно 5-6 минут |
Ежедневно 6-8 минут |
Ежедневно 8-10 минут |
Ежедневно 10 минут |
1.2. Физкультминутки |
Ежедневно по мере необходимости (до 3 -х минут) |
|||
1.3. Игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно 6-10 минут |
Ежедневно 10-15 минут |
Ежедневно 15-20 минут |
Ежедневно 20-30 минут |
1.4.Закаливающие процедуры |
Ежедневно после дневного сна |
|||
1.5 Дыхательная гимнастика |
Ежедневно после дневного сна |
|||
1.6. Занятия на тренажерах, Спортивные упражнения |
1-2 раза в неделю 15-20 минут |
1-2 раза в неделю 20-25 минут |
1-2 раза в неделю 25-30 минут |
1-2 раза в неделю 25-30 минут |
2. Физкультурные занятия |
||||
2.1. Физкультурные занятия в спортивном зале |
3 раза в неделю по 15 минут |
3 раза в неделю по 20 минут |
2 раза в неделю по 25 минут |
2 раза в неделю по 30 минут |
2.3. Физкультурные занятия на свежем воздухе |
1 раз в неделю по 15 минут |
1 раз в неделю по 20 минут |
1 раз в неделю 25 минут |
1 раз в неделю 30 минут |
2.4 Ритмическая гимнастика |
1 раз в неделю 15 минут |
1 раз в неделю 20 минут |
1 раз в неделю 25 минут |
1 раз в неделю 30 минут |
3.Спортивный досуг |
||||
3.1.Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) |
|||
3.2 Спортивные праздники |
- |
Летом 1 раз в год |
2 раза в год |
2 раза в год |
3.3. Физкультурные досуги и развлечения |
1 раз в квартал |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
3.4. Дни здоровья |
1 раз в квартал |
1 раз в квартал |
1 раз в квартал |
1 раз в квартал |