Пояснительная записка к учебному плану.
Базисный учебный План МКДОУ Тыргетуйский д/с разработан в соответствии с:
ü Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования ».
ü Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
ü Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
ü Письмом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»
ü Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277
ü Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Учебный план МКДОУ Тыргетуйский д/с разработан на основе:
ü Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Тыргетуйский детский сад
Парциальных программ:
ü«Цветные ладошки» (изобразительное творчество)
под редакцией И.А. Лыковой (младшая разновозрастная группа)
ü «Умелые ручки» художественный труд в детском саду под редакцией И.А. Лыковой (старшая разновозрастная группа)
В МКДОУ Тыргетуйский д/с » функционируют:
Две разновозрастные группы общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 8 лет
ü младшая разновозрастная группа;
ü старшая разновозрастная группа.
В структуре учебного плана МКДОУ выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент.
В плане выделены следующие части: инвариантная и вариативная с соблюдением принципов дифференциации и вариативности.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного образования и реализуется через организованную образовательную деятельность (ООД).
Вариативная частьнаправлена на реализацию регионального компонента.
Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью:
инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части плана определено минимальное количество НОД, отведённых на образовательные области, определённые в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Инвариантная часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования
Вариативная часть– не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени НОД.
В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности.
Для реализации образовательных задач воспитателями составлены рабочие программы на каждую возрастную группу, которые включают в себя комплексно-тематические планы работы по разделам основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ Тыргетуйский д/с.
Одной из форм обучения являются НОД, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.
В дошкольных группах НОД проводятся с 1 сентября по 31 мая.
В летнее время проводится 1 НОД в день (в течение недели – 3 физкультурных и 2 музыкальных).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от
ü Для детей от 2 до 3 лет - не более 9 минут;
ü Для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
ü для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
ü для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
ü для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней подгруппах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Для каждой возрастной группы даны перечни НОД с учётом регионального компонента, дополнительного образования и санитарных норм:
ü с детьми от 2 до 3 лет – 10 в неделю, продолжительностью до 9 мин.;
ü с детьми от 3 до 4 лет -10 в неделю, продолжительностью до 15 мин.;
ü с детьми от 4 до 5 лет -10 в неделю, продолжительностью до 20 мин.;
ü с детьми от 5 до 6 лет -13 в неделю, продолжительностью до 25 мин;
ü с детьми от 6 до 7 лет -14 в неделю, продолжительностью до 30 мин.;
Перерывы между НОД – не менее 10 мин.
Помимо этого, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Календарный учебный график на 2018 – 2019 учебный год
Учебный год
|
Период
|
Количество учебных недель
|
1 полугодие
|
с 01.09.2018 по 29.12.2018
|
17 недель
|
2 полугодие
|
с 14.01.2019 по 31.05.2019
|
20 недель
|
График каникул
|
30.12.2018 – 13.01.2019 г.
01.06.2019 – 31.08.2019 г.
|
-
|
Всего
|
|
37 недель
|
В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
* ОД – образовательная деятельность.
Образовательные области
|
Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей
|
Физическое развитие
|
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
|
Познавательное развитие
|
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
Речевое развитие
|
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
|