Вы здесь: Home Финансово-хозяйственная деятельность Uncategorised Рабочая программа воспитания МКДОУ Тыргетуйский детский сад на 2021-2022
Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности - неисчерпаемы. Исполняя ту или иную роль, ребенок переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощая, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт.
С внедрением федеральных государственных требований в ДОУ театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей. Для решения этих задач педагогическим коллективом ЦРР ДС №3 «Чебурашка» с.Сунтар применена технология организации театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ. Использование новых технологий, связанных с приобщением детей к сценическому искусству, имеет много преимуществ перед традиционным обучением.
Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании дает большие возможности при реализации ФГТ. В процессе театрализованной деятельности развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевые, музыкально-игровые, танцевальные, сценические, певческие способности.
Цель: развитие творческой активности у детей путем вовлечения их в игровые действия
Обучающие задачи: знакомить с элементами актерского мастерства, способствовать умению проявлять эмоциональные реакции героев, передавать образ персонажей. Привлекать детей к совместной деятельности через обыгрывание различных ролей согласно заданной ситуации.
Развивающие задачи: развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке инсценировки.
Воспитывающие задачи: воспитывать дружеские отношения между сверстниками, умение поддерживать в трудную минуту своих друзей, подвести детей к пониманию, что друзьям вместе преодолеем любые трудности.
Актуальность: В связи с введением ФГТ образовательный процесс строится на основе разных видах детской деятельности
Практическая значимость: Разработанное методическое пособие «Организация коллективной театрализованной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГТ» предназначена руководителям, воспитателям, специалистам дополнительного образования, учителям начальных классов и родителям.
Театрализованная деятельность организуется по двум направлением:
- организации театральных игр во всех возрастных группах;
- театральная студия, где занимаются дети подготовительной группы.
Основа театрализованной деятельности - игра - импровизация – позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, дает возможность работать одновременно со всеми детьми независимо от уровня их подготовленности. Театрализованные игры не только обогощают жизненный опыт детей яркими художественными впечатлениями, но и учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли. Следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. У детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, костюмера, декоратора. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Педагоги выбирают подходящую сказку с учетом возможностей детей. Умело подобранное литературное произведение для инсценировки, интересно организованная работа, дает возможность погрузиться ребенку в благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво подтолкнуть его к добровольному участию к игре, выполнению поставленных задач, а, следовательно, и к развитию. По выбранной сказке воспитатель адаптирует репертуар для детей. Педагоги, занимаясь с детьми, включают актерские этюды, игры и упражнения пластики движений и мимики. В постановках спектаклей необходимо учитывать это своеобразие.
Независимо от жанра и вида театра любая постановка реализуется в несколько этапов.
1. Выбор спектаклей (произведения). Определение основной идеи спектакля.
2. Определение характера героев. Распределение ролей.
3. Работа с текстом.
4. Репетиция отдельных сцен.
5. Репетиции на сценической площадке.
6. Создание декораций, костюмов.
7. Генеральная репетиция.
8. Подготовка билетов, программ, афиш.
Конечно, такое деление является несколько условным. Параллельно с репетициями идет изготовление декораций, костюмов и пр.
Как проходит работа над сказкой? На музыкальных занятиях дети неоднократно слушают фрагменты произведений, включенных в спектакль, размышляют о характере музыки и средствах музыкальной выразительности, учатся различать смену настроений, передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных. Далее, следуя содержанию спектакля, дети создают сказочные образы в различных этюдах. Например, в «Золушке» использовали этюды: «Золушка перед балом», «Волшебный цветок», «На балу у короля», «Исчезновение Золушки». Затем объединяем этюды в единое целое – спектакль. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности, развивать талант воспитанников, увлечь их. Эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.
Понравившуюся роль дети репетируют в домашних условиях вместе с родителями с целью вживания в роль. Проводится заучивание текстов, танцевальных движений. На занятиях дети выполняют специальные упражнения.
При проведении игр создается веселая, непринужденная атмосфера, подбадривая зажатых и скованных детей, следует отметить, что не стоит акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с собственными действиями. Предлагаемые игры и упражнения использовались во время самостоятельной деятельности детей в течение дня. Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются организаторские способности, потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими в действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, владеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность ит.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые складываются в процессе подготовки к спектаклю. Таким образом, театрализованная деятельность должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное.
Игры – инсценировки и театрализованная деятельность ставят перед детьми задачи организоваться в группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить ведущего, распределиться на роли, произвести несколько раз пробное разыгрывание): уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
В целом результаты работы позволяют говорить о высокой эффективности театрализованной деятельности как средства воспитания и развития личности ребенка и ее неисчерпаемых педагогических возможностях. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в жизнь.