Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тыргетуйский детский сад
Пояснительная записка
к комплексно-тематическому планированию
При составлении плана учитывалась организационная основа реализации комплексно-тематического принципа построения Программы. Темы (праздники, события, проекты) ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же ориентированы на личностный интерес детей к:
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (Родная Страна, День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям («Четыре стихии»),
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты );
Планируемые темы работы с детьми, обеспечивают развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. При использовании комплексно-тематического планирования учитывается взаимосвязь работы нескольких образовательных областей, а также формы работы с детьми.
	 Одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
	2 недели) и  она  отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Комплексно-тематическое планирование.
Разновозрастная группа (младший возраст).
| Период 
 | Тема | Развернутое содержание работы. | Итоговые мероприятия. | 
| 
 01.09. | День знаний. | Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. (зачем учат в школе, кто и чему учит -о профессии учителя, о школьных принадлежностях) | Праздник «День знаний» | 
| 02.09. 25.09. 
 | «Осень в гости к нам пришла» | Расширять знания детей об осени. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями, с результатами труда колхозников. Воспитывать желание трудиться на огороде, в цветниках. Видеть результат своего труда. | Праздник «Осенины» | 
| 26.09- 30.09. | «Детский сад – наш второй дом.» | Закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в ДОУ, о своей группе. Наблюдения за трудом взрослых. Воспитывать желание помочь няни, воспитателю, доставлять радость от совместных дел. | Праздник «День дошкольного работника» | 
| 01.10.- 15.10. | «Про зеленые леса и лесные чудеса» | 1.Лес – наше богатство ( закреплять знания о лесе, растениях леса, профессии леса, учить видеть красоту осеннего леса) 2.Кто живет в лесу дремучем.(подготовка животных к зимовке) 3.Почему птицы улетают на юг. (зимующие и перелетные птицы) 4.Безопасное поведение в лесу. 
 
 | Развлекательная деятельность. «Лес полон сказок и чудес» «В гостях у Лешего» 
 | 
| 16.10.- 30.10. | «Я вырасту здоровым» | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. О пользе правильного питания. (Проекты: «Молоко», «Из чего сделаны каши». 
 | Выставка поделок родителей и детей по темам. Развлечение «Пейте дети молоко будите здоровы» | 
| 01.11. 04.11. | «Мой поселок. Моя страна» | Формировать начальные представления о родном крае. Расширять представления о видах транспорта и его назначениях. Об элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях, о государственном празднике страны. Воспитывать любовь к родине, гордость за страну. | Праздник «Посиделки» | 
| 5 – 12 ноября - мониторинг | |||
| 13.11– 25.11. | «Что из чего сделано» | Обобщить знания детей о том, из чего сделаны вещи, материалы. Закреплять знания о свойствах деревянных предметах, пластмассы, стекла, глины. 
 | Выставка « Дымковские игрушки», «Хохлома». | 
| 26.11.- 30.11. | Всемирный день матери. | Расширять знания детей о том , что у каждого человека есть мама. Мама – первое и всегда самое дорогое слово для каждого человека на Земле. Учить выражать благодарность своей маме, воспитывать внимательное отношение к маме.( Способы проявления и выражения эмоций, чувств разными способами) | Педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, подать или принести какой-либо предмет, помощь в домашних делах, уход вовремя болезни) Выставка рисунков «Моя мама». | 
| 01.12.- 15.12. | «Здравствуй, зимушка - зима» 
 | 1.Продолжать знакомить с зимой, сезонные изменения в природе. 2. Формировать представления о безопасном поведении зимой. 3. Исследовательская и познавательная деятельность в ходе экспериментов. 4.Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать ее красоту. | Выставка детских работ «Зима» Досуг (по народному календарю) Зимнее развлечение (на прогулке) | 
| 16.12.- 31.12. | Новый год. «Мастерская деда Мороза» 
 | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. 
 | Украшение новогодней елке на участке, зимние постройки. Совместное (с семьей) изготовление новогодних игрушек, елочек. Праздник «Новый год» | 
| 10.01.- 15.01. 
 | Зимние каникулы. (Святки) | Беседы о рождестве, святках. Заучивание калядок, песенок рождественских. Формировать знания о традициях русского народа, о народных гуляниях. Зимние развлечения на участке, спортивные мероприятия. 
 | В гости к старшим дошкольникам. (ряжение) Развлечение на прогулке. | 
| 16.01.- 25.01. | «Реки, речки и моря на земле текут не зря» | Расширять знания детей о круговороте воды в природе: вода в природе зимой, в водоемах, растительный и животный мир водоемов, воздушный транспорт, профессии. (Проведение опытов, экспериментов.) | Выставка детских работ. | 
| 25.01.- 06.02. | «Наши игры и игрушки» | «Неделя игры» (проект «Игрушки» «Куклы») Помочь детям осознать значимость игрушек в своей жизни, своих индивидуальных предпочтений. Воспитывать интерес к совместному творчеству. 
 
 | Изготовление кукол «Наших бабушек» Музей кукол. 
 | 
| 07.02 - 12.02. | «Мой организм» | Дать детям первоначальные представления о своем организме. (для чего нужны руки, ноги; органы слуха, зрения, обоняния, вкуса). Формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, интерес к познанию самого себя. 
 
 | Спортивный досуг. «Мама, папа я –спортивная семья» | 
| 13.02.- 23.02. | Мир театра. | Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству, к подготовке к празднику «День защитника Отечества» Дать первичные представления о российской Армии. Воспитывать интерес к драматизации и постановке сказок, спектаклей, уважение к защитникам Отечества. | Драматизация русских народных сказок. Просмотр спектаклей (старшие дети), встреча с артистами кукольного театра. Праздник «День защитника Отечества» 
 | 
| 24.02.- 01.03. | «Масленица» | Знакомство детей с Масленицей, приобщение к народным традициям. | Народное гуляние «Масленица» | 
| 01.03.- 08.03. | «Международный женский день» | Организовать все виды детской деятельности вокруг семьи, любви к маме, бабушке. Роль женщины в семье, женские профессии. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Праздник «8 МАРТА» Выставка детского творчества.»Моя мама» | 
| 09.03-. 16.03. | Знакомство с народной культурой и традициями. | Расширять представления о народной игрушке (дымковской игрушкой, матрешкой т .д).Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор для организации всех видов детской деятельности. 
 | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества (совместно с родителями) 
 | 
| 17.03.-01..04. | «Весняночка» | Расширять представления о весне, воспитывать бережное отношение к природе. Умение замечать красоту весенней природы. | Выставка «Весна в родном краю» 1 апреля – «День смеха» | 
| 02.04.- 07.04. | «Моя любимая книга»-всемирный день книги. 
 | Прививать любовь и интерес к книгам (писателям и поэтам.). Воспитывать желание и потребности «читать» книги, бережное отношение к книгам. (проект «Сказки дедушки Корнея») | Чтение художественной литературы Художественное творчество по прочитанным произведениям. Выставка книг К.И. Чуковского. Развлечение: «В гостях у Мухи – цокотухи | 
| Мониторинг (08.04.-15.04.) | |||
| 12.04 – 25.04. | Весна. | Формировать у детей обобщенные представления о весне, о весенних изменениях в природе, приспособленности растений и животных к изменениями в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. Формировать представления о работах, проводимых в саду и огороде. | «День птиц» Праздник «Весна – красна» «День Земли» | 
| 25.04.- 09.05. | День Победы. | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Экскурсия к памятнику –героям войны и возложение цветов. | 
| 10.05. 01.06 | «Этические дни» «День защиты детей» «Здравствуй, лето» 
 | Воспитывать культуру поведения, этику в разных ситуация. Расширять представления детей о лете. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Безопасное поведение в природе. | Досуг «В гостях у Феи вежливости» Досуг «Здравствуй, лето» | 
| В летний период детский сад работает в каникулярном режиме. | |||
Комплексно-тематическое планирование.
Разновозрастная группа (старший возраст).
| Период 
 | Тема | Развернутое содержание работы. | Итоговые мероприятия. | 
| 20.08.- 01.09. | День знаний. | Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам. (зачем учат в школе, кто и чему учит-о профессии учителя, о школьных принадлежностях) | Праздник «День знаний» | 
| 02.09. 25.09. 
 | «Осень в гости к нам пришла» | Расширять знания детей об осени. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями, с результатами труда колхозников. Воспитывать желание трудиться на огороде, в цветниках. Видеть результат своего труда. | Праздник «Осенины» | 
| 26.09- 30.09. | «Детский сад – наш второй дом.» | Закреплять знания детей о профессиях людей, работающих в ДОУ, о своей группе. Наблюдения за трудом взрослых. Воспитывать желание помочь няни, воспитателю, доставлять радость от совместных дел. | Праздник «Поздравляем работников детского сада!» | 
| 01.10.- 15.10. | «Про зеленые леса и лесные чудеса» | 1.Лес – наше богатство ( закреплять знания о лесе, растениях леса, профессии леса, учить видеть красоту осеннего леса) 2.Кто живет в лесу дремучем.(подготовка животных к зимовке) 3.Почему птицы улетают на юг. (зимующие и перелетные птицы) 4.Безопасное поведение в лесу. 
 
 | Развлекательная деятельность. «Лес полон сказок и чудес» Мл-ср «В гостях у Лешего» Ст – подг | 
| 16.10.- 04.11. | «Моя Родина» | Дать детям представления о людях в древности, о прогрессе человечества. Расширять знания детей о родном крае, о государственном празднике страны, о Москве нашей столице. Закреплять знания о гербе, флаге, гимне России. Воспитывать любовь к родине, гордость за страну. | Праздник «Посиделки» | 
| 5 – 10 ноября - мониторинг | |||
| 11.11 – 25.11. | «Что из чего сделано» | Обобщить знания детей о том, из чего сделаны вещи, материалы. Закреплять знания о свойствах деревянных предметах, пластмассы, стекла, глины. Расширять и формировать знания о ремеслах родного края. | Выставка « Дымковские игрушки», «Посуда нашего края» (Мышелевский фарфоровый завод) | 
| 26.11.- 30.11. | Всемирный день матери. | Расширять знания детей о том , что у каждого человека есть мама. Мама – первое и всегда самое дорогое слово для каждого человека на Земле. Учить выражать благодарность своей маме, воспитывать внимательное отношение к маме.( Способы проявления и выражения эмоций, чувств разными способами) | Педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, подать или принести какой-либо предмет, помощь в домашних делах, уход вовремя болезни) Выставка рисунков «Моя мама». | 
| 01.12.- 15.12. | «Четыре стихии» (Зима) | 1.Продолжать знакомить с зимой, сезонные изменения в природе (неживая, живая природа, люди) 2. Стихия воздуха.(подземный, земной транспорт, профессии, стихийные бедствия, поведение человека) 3. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» (история «приручения» огня человеком, правила безопасного повеления дома, в природе, на улице; труд пожарных) | (викторина) «Безопасное поведение» | 
| 16.12.- 31.12. | Новый год. «Мастерская деда Мороза» 
 | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года на Руси, в различных странах. | Украшение новогодней елке на участке, зимние постройки. Праздник «Новый год» | 
| 10.01.- 15.01. 
 | Зимние каникулы. (Святки) | Беседы о рождестве, святках. Заучивание калядок, песенок рождественских. Формировать знания о традициях русского народа, о народных гуляниях. Зимние развлечения на участке, спортивные мероприятия. 
 | В гости к малышам (ряжение) Развлечение на прогулке. | 
| 16.01.- 25.01. | «Реки, речки и моря на земле текут не зря» | Расширять знания детей о круговороте воды в природе, вода в природе зимой, в водоемах, растительный и животный мир водоемов, воздушный транспорт, профессии).Проведение опытов, экспериментов. | Выставка детских работ. | 
| 25.01.- 31.01. | «Планета Земля» (путешествие по континентам)—старшие дети. «Наши игры и игрушки»-- мл-ср. | Знакомить детей в доступной форме с глобусом, континентами, с животными разных материков.(климатические зоны) Организация игр, экскурсий (путешествий) (проект)-ст. «Неделя игры» -мл-ср.(проект «Игрушки» «Куклы») 
 
 | «Кто, где живет» (ст) Музей кукол.(мл-ср) | 
| 01.02.- 05.02. | «Люди планеты Земля» 
 | Расы, национальности. Расширять знания о жилье человека (дома – материал из которого построены дома людей) – вигвам, юрта, хижина, коттедж. Строительные профессии. | Художественное творчество (изготовление жилья человека) | 
| 06.02 - 28.02. | «Человек» | 1.Мое здоровье. (органы слуха, вкуса, зрения) 2.Российская армия. (рода войск, патриотический дух) – проект. Расширять представления о российской армии. 3.Моя семья.(понятие, члены семьи, родственные отношения, домашний труд, нормы поведения, безопасность) 
 | «День здоровья» «День защитника Отечества» | 
| 01.03.- 08.03. | «Международный женский день» | Организовать все виды детской деятельности вокруг семьи, любви к маме, бабушке. Роль женщины в семье, женские профессии. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Праздник «8 МАРТА» Выставка детского творчества. | 
| 09.03-. 31.03. | Народная культура и традиции. «Кто прославил нашу Родину» | 1.Традиции и обычаи. (русская старина, народные песни, пляски, игры, кухня) Знакомить детей с народными традициями и обычаями. 2.Народное искусство (гжель, хохлома, дымка). Расширять представления детей об искусстве, о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, знакомить с народными песнями. плясками. 3. «Кто прославил нашу Родину» (Русские художники, поэты и писатели (А. С.Пушкин, К.И.Чуковский, С.М. Маршак, ), музыканты) .Воспитывать интерес к картинам русских художников (весна на картинах русских художников), к произведениям поэтов и писателей, гордость за своих соотечественников. Прививать любовь к поэзии, к искусству, учить видеть красоту. 
 | Фольклорный праздник. Спектакль. Выставка детского творчества. 
 
 
 
 
 
 Организация картиной галерее. 
 День поэзии. | 
| 28.03.-04.04. | Мониторинг. | 
 | 
 | 
| 01.04.- 12.04. | «Космос» | Познакомить детей в доступной форме с планетами солнечной системы, рассказать о космонавтах, о космическом корабле .Воспитывать гордость за покорителей космоса. 
 | Спортивный досуг «Мы – космонавты» | 
| 12.04 – 25.04. | Весна. | Формировать у детей обобщенные представления о весне, о весенних изменениях в природе, приспособленности растений и животных к изменениями в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда. | Праздник «Весна – красна» «День Земли» | 
| 25.04.- 09.05. | День Победы. | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | Экскурсия к памятнику –героям войны и возложение цветов. | 
| 10.05. 01.06 | «Этические дни» «Выпуск в школу» «День защиты детей» «Здравствуй, лето» 
 | Воспитывать культуру поведения, этику в разных ситуациях. Организовать все виды детской деятельности на тему прощания с детским садом и поступления в школу. Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему поступлению в 1-ый класс. Расширять представления детей о лете. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные изменения. Безопасное поведение в природе. | Досуг «В гостях у Феи вежливости» «До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!» Праздник «Дружат дети всей Земли» Досуг «Здравствуй, лето» | 
| В летний период детский сад работает до 15 июня. | |||